|
|
Конец XI - XIII вв. в Европе прошли под знаком крестовых походов*. Бернард Куглер в своей «Истории крестовых походов» так объясняет причины крестовых походов: «Уже с давних времен христиане с благочестивым умилением посещали те места в Палестине, где ступала нога Господа, но только с тех пор, как церковь указала на похвальность путешествий к Святым Местам, только с тех пор, как в трудах, издержках, опасностях, которые брал на себя пилигрим, аскетическое настроение стало видеть приятное Богу дело покаяния, и в молитве на особенно священном месте, в прикосновении к реликвиям стало видеть самое верное очищение от грехов, - только с этих пор, и главным образом в течение XI в. странствие к Святым Местам стали важным фактором христианской средневековой жизни.
Когда люди Запада достигали Иерусалима, то ими естественно овладевало двоякое чувство. Когда на долю их выпадало счастье иметь возможность молиться у Гроба Господня, они не только предавались безумному восторгу, но также решительно охватывала их горячая злоба на то, что в святейших для них местах властвовали враги их веры, и недоставало только какого-нибудь внешнего толчка, чтобы вызвать на Западе громадный военно-религиозный взрыв.
Этот толчок дали сельджуки...».
Такого же мнения придерживается и русский историк А.А. Васильев:
«Положение европейских паломников в Иерусалиме и в других Святых Местах сразу ухудшилось. Арабы обходились с ними хорошо, беспрепятственно позволяли поклоняться святыням и совершать богослужения. Турки, овладев Иерусалимом, начали чинить всяческое препятствия, преследовать и оскорблять паломников. Мало-помалу в Европе создалось убеждение в необходимости помочь христианству на Востоке и возвратить христианскому миру его наиболее драгоценные и почитаемые святыни.
Для всех классов средневекового общества крестовые походы казались весьма привлекательными и с мирских точек зрения. Бароны и рыцари, помимо религиозных побуждений, надеялись на славные подвиги, на наживу, на удовлетворение своего честолюбия*; купцы рассчитывали увеличить свою прибыль расширением торговли с Востоком; угнетенные крестьяне освобождались за участие в крестовом походе от крепостной зависимости и знали, что во время их отсутствияцерковь и государство будут заботиться об оставленных ими на родине семьях; должники и подсудимые знали, что во время их участия в крестовом походе они не будут преследоваться кредитором или судом»
Первый крестовый поход. Взятие Иерусалима
В 1095 г. доведенный до отчаяния император Византии Алексей Комнин обратился к римскому папе за помощью против турок-сельджуков. В ноябре 1095 г. Урбан II созвал церковный собор во Франции, в Клер-моне, на котором присутствовало 14 архиепископов, 200 епископов и 400 аббатов. Собор решил организовать Крестовый поход на Восток - «ради освобождения Гроба Господня в Иерусалиме».
В августе 1096 г. стотысячная армия крестоносцев из Нижней Лотарингии, Италии и Франции отправилась в поход. «Главных ополчений, двинувшихся на освобождение Гроба Господня, было четыре: 1) лотарингское под начальством Готфрида Бульонского*, герцога Нижней Лотарингии, с которым находился и брат его Бал-дуин; 2) средне- и северо-французское, в котором главными руководителями были брат французского короля Гуго Вермандуа, герцог нормандский Роберт и Роберт Фриз из Фландрии; 3) южно-французское, или провансальское, во главе с Раймундом, графом тулузским, и 4) норманнское из южной Италии под начальством Боэмунда, князя Тарентского, к которому присоединился его племянник Танкред» [19].
Сельджуки были разгромлены крестоносцами 1 июля 1097 г. в страшной битве при Дорилее - исход войны в Малой Азии стал очевиден.
В начале 1098 г. отряды Балдуина взяли Эдессу -крупный армянский торговый город на пути из Сириив Мессопотамию. Балдуин основал Эдесское графство -первое государство крестоносцев на Востоке.
После взятия в июне 1098 г. Антиохии Боэмундом Тарентским было создано второе государственное образование крестоносцев - Антиохийское княжество.
К моменту штурма крестоносцами Иерусалим был уже во владении египетским халифом*.
В анонимной итало-нормандской хронике XI века «Деяния франков и прочих иерусалимцев» описывается взятие Иерусалима крестоносцами 15 июля 1099 г.:
«И вот мы подошли к Иерусалиму во вторник, за 8 дней до июньских ид. Роберт Нормандский осадил Иерусалим с северной стороны, возле церкви перво-мученика святого Стефана, где тот был побит камнями за Христа. К герцогу Нормандскому примыкал граф Роберт Фландрский. С запада город осаждали герцог Гот-фрид и Танкред. С юга, укрепившись на горе Сион, вел осаду граф Сен-Жиль.
В пятницу 15 июля мы ринулись на укрепления. Была такая бойня, что наши стояли по лодыжки в крови.
Войдя в город, наши пилигримы гнали и убивали сарацин* до Храма Соломона, скопившись в котором, они дали нам самое жестокое сражение за весь день, так что их кровь текла по всему храму» [89, т. 2].
В «Истории Дамаска» Ибн-ал-Каляниси так описано взятие Иерусалима: «Затем они пошли на Иерусалим в конце раджаба этого года. Они установили осадную башню и придвинули ее к городским стенам, и продолжали сражаться до конца дня. А на следующий день франки снова подступили к городу, поднялись на осадную башню и оттуда хлынули на стены, и горожане обратились в бегство. А франки вошли в город и овладели им» [89, т. 2].
Средневековая хроника Раймунда Ажильского «История франков, которые взяли Иерусалим» продолжает:
«Наши, уже было изнемогшие, пустились бежать к стенам, другие начали приставлять лестницы и закидывать веревки. Какой-то молодой воин зажег стрелы и стал пускать их в мешки, которыми обкладывались укрепления, что сарацины сделали как раз с воздвигнутыми напротив деревянной башни герцога и обоих графов (Гот-фрида Бульонского, Роберта Фландрского, Евстафия Булонского. - Авт.); набиты же мешки были хлопком. Огонь, разгоревшись здесь, обратил в бегство тех, кто оборонял укрепление. Тогда герцог и находившиеся с ним быстро перекинули щитовое прикрытие из сплетенных прутьев, которое закрывало башню спереди-сверху до середины, и, сделав мост, неустрашимые, стали таким образом прорываться в Иерусалим» [89, т. 2].
Итак, 15 июля 1099 г. крестоносцы после долгой осады и ожесточенного штурма взяли Иерусалим. Первым государем Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский, которого в 1100 г. сменил его наследник Балдуин Эдесский, правивший до 1118г.
С 1100 по 1124 п: крестоносцами были взяты важнейшие торговые порты - Хайфа, Арсур, Кесария, Акра, Триполи, Сидон, Бейрут и Тир и основаны новые государства крестоносцев - королевства, княжества, графства, разделявшиеся на баронии, феоды и лены.
Создание Ордена св. Иоанна Иерусалимского
При посещении иоаннитского странноприимного дома первый иерусалимский король герцог Годфрид Бульонский подарил для содержания госпиталя деревню Сальсола, расположенную вблизи Иерусалима. Четверо рыцарей-крестоносцев из свиты короля - Раймонд де Пюи, Дюдон де Компс, Коыон де Монтегю, Гас-тус - добровольно остались у Жерара дс Торна, приняв монашеские обеты бенедиктинцев.
В 1099 г. братство иоаннитов было преобразовано в Орден, первым начальником которого стал Жерар де Тори. Тогда же вошла в обиход для членов Ордена черная длинная одежда с нашитым на ней восьмиконечным крестом. Сначала члены Ордена ухаживали за больными и ранеными, а с первой половины XII века начали участвовать в войнах с мусульманскими государствами - Ливаном, Сирией, Палестиной и охранять паломников, прибывавших в Палестину двумя путями - по суше через Малую Азию и Византию или по Средиземному морю. Братство стало принимать в свои члены рыцарей, обязывая их защищать паломников в пути.
Исследователь средневекового монашества Л.ПКар-савин отмечал:
«Аскетический идеал оказывал влияние не только на церковные слои. Он воздействовал и на мирян, и от слияния его с идеалом рыцарства получилась своеобразная форма - рыцарские ордена. Не будучи еще аскетическим, и не сливаясь еще с монашеским, рыцарский идеал был уже идеалом христианским. Рыцари были, по мысли идеологов, защитниками слабых и безоружных, вдов и сирот, защитниками христианства против неверных и еретиков. Миссия защиты паломников в Святую Землю, помощи тем из них, которые, больные или бедные, в ней нуждались, защита Гроба Господня от неверных вытекала из идеала христианского рыцарства. Благодаря господству аскетического миросозерцания, она сочеталась с принесением монашеских обетов, и так возникли рыцарские* ордена» [43].
Почти тогда же, в 1118 г., французскими рыцарями был основан орден тамплиеров" или храмовников, а позднее был создан и тевтонский рыцарский орден'".
«Первые рыцарские ордена - три наиболее известных ордена Святой Земли и три испанских ордена -возникли как чистейшее воплощение средневекового духа в соединении монашеского и рыцарского идеалов, во времена, когда битва с исламом становилась... реальностью» [88].
«Дух крестовых походов был главным образом военный и религиозный, поэтому он породил монашествующее рыцарство, которое является лучшим выражением настроения и интересов эпохи, когда христианство вынуждено было силою оружия отражать вооруженную пропаганду ислама.
Почти в одно и то же время некоторые монахи стали опоясываться мечом по рясе и некоторые рыцари надели монашескую рясу сверх кольчуги» [47].
В 1104 г. король Иерусалима Балдуин I, наследовавший Годфриду Бульонскому, еще раз признал и подтвердил привилегии «Братства госпитальеров» как военно-духовного Ордена. А в 1107 г. выделил Ордену участок земли (с этого времени рыцари-госпитальеры стали приобретать земли в других европейских странах).
В 1113 г. папа Пасхалий II своей Буллой утвердил братство Госпиталя св. Иоанна, взял их под свое покровительство и обеспечил право свободно избирать своих предстоятелей, без вмешательства каких-либо светских или церковных властей. Папа также дал право обращаться по вопросам, касающимся Ордена, непосредственно к нему.
Великий Магистр Раймонд де Пюи
В 1120 г. Жерар де Тори умер, на его место был избран герой штурма Иерусалима Раймонд де Пюи из дворянского рода Дофинеи. С этого времени глава Ордена стал называться Великим Магистром.
Сохраняя знаменитый госпиталь, не менее важной для себя иоанниты считали военную защиту паломников на дорогах Святой Земли, ведущих к Иерусалиму.
Для этой цели члены Ордена были разделены на три класса: рыцарей, которые должны были иметь благородное происхождение и выполнять как воинские, так и сидельские обязанности; капелланов, которые отвечали за религиозную деятельность Ордена.
Для выполнения орденских задач Великим Магистром Раймондом де Пюи был составлен первый Устав
Члены Ордена были разделены на 3 группы: рыцарей, капелланов (братьев-священников) и оруженосцев (служащих, которые должны были обслуживать представителей первых двух групп). Рыцарем мог стать только потомственный дворянин. Также поощрялось включение в члены Ордена сестер-послушниц. Все члены братства госпитальеров должны были верно служить своим религиозным и духовным идеалам. Не принимали в Орден тех людей, родители которых занимались торговлей или банковской деятельностью.
Во время обряда принятия в Орден, новые члены давали присягу на верность Великому Магистру, обеты целомудрия, личной бедности, повиновения, милосердия и благочестивых деяний.
На знамени Ордена, утвержденном в 1130г. римским папой Инокентием II, был вышит белый восьмиконечный крест на красном фоне. На Орденской Печати был изображен лежащий больной с крестом в изголовье и со свечой в ногах.
Черная суконная одежда иоаннитов была сделана по примеру одежды Иоанна Крестителя, сделанной
В первые десятилетия своего существования молодой Орден подобно большинству монашеских орденов Западной Церкви был составной частью строгой церковной иерархии. И, хотя по своей правовой природе Орден был религиозной корпорацией, он, тем не менее, отличался от других орденов, поскольку располагался не в христианской стране, а за ее пределами, находясь на территории господства мусульманских правителей.
Уже в 1124 г. с помощью иоаннитских рыцарей была снята осада арабов с главного порта Иерусалимского королевства - Яффы, и взят Тир - богатейший город в Восточном Средиземноморье.
Превратившись в мощный военный союз, Орден стал именоваться: «Рыцари Госпитальеры Ордена святого Иоанна Иерусалимского». По мере роста славы и заслуг Ордена в него вступало все больше благородных аристократов и рыцарей со всей Европы. За 30-летнее управление Орденом Великим Магистром Раймондом де Пюи задачи этого братства намного переросли чисто местные масштабы деятельности.
Самоотверженная и кровопролитная вооруженная защита Святой Земли от сарацинов и османов, которые на протяжении нескольких веков пытались расширить свои границы и выйти в европейское Средиземноморье. Отметим также независимость Ордена с самого начала от всех других государств, основанную на папских установлениях, а также общепризнанное право иметь армию и вести военные действия.
Римские папы постоянно давали привилегии иоан-нитам, исключив их из подчинения местной светской и духовной власти и дав им право собирать церковную десятину в свою пользу. Священники Ордена отчитывались только перед Капитулом и Великим Магистром.
В 1143 г. папа Иннокентий II издал специальную буллу, по которой Орден иоаннитов не подчинялся ни духовным ни светским властям - только непосредственно самому римскому папе.
В 1153 г. папа Анастасий IV буллой «Christianae Fidei Religio» разделил членов Ордена на рыцарей, одевавшихся в красную полумонашескую-полувоенную одежду с черным плащем-накидкой, и оруженосцев.
Иерархия Ордена иоаннитов - рыцари, священники и братья-госпитальеры - была утверждена римским папой позднее, в 1259 г. Дальнейшие привилегии предоставили Ордену папы Адриан IV, Александр III, Иннокентий III, а папа Климент IV присвоил главе Ордена титул: «Великого Магистра святого Госпиталя Иерусалимского и Настоятеля Рати Христовой».
Паломники из Европы обеспечивались охраной, лечением, жильем и едой в многочисленных гостеприимных домах и госпиталях. Вторая главная задача иоан-нитов-рыцарей - борьба с неверными - предполагала также участие Ордена во всех военных походах и оборону государств крестоносцев, образованных на Востоке. Легендарными стали замки иоаннитов в Палестине и их беспримерная оборона.
В 113б г. граф Раймунд Триполийский поручил ры-царям-иоаннитам оборону крепости Бет Джибелин, прикрывавшей подступы к портовому городу Аскалон на юге Палестины. Рыцари успешно выдержали испытание и граф передал иоаннитам еще несколько своих крепостей.
Уже через несколько лет в Ордене иоаннитов было около полутысячи членов, которые успешно обороняли только в Леванте более пятидесяти крепостей.
Во многих приморских городах Востока, Византии и Западной Европы иоанниты открыли странноприимные дома-госпитали. Иоаннитские крепости располагались почти на всех дорогах паломников - в Акре, Сайде, Тортозе, Антиохии - от Эдессы до Синая.
Главными крепостями Ордена иоаннитов на севере Палестины были Крак де Шевалье и Маргат, а на юге -замки Бельвер и Бет Джибелин.
Свои крепости иоанниты строили на возвышенных местах, и они доминировали над всей прилегающей местностью, позволяя контролировать всю территорию в радиусе нескольких километров. Арабский автор, описывая крепость Бельвер, сравнивал ее с орлиным гнездом. В крепостях и замках иоанниты, как правило, всегда строили вторую линию укреплений.
Крепость Крак де Шевалье, находившаяся на склоне ливанских гор, в 1144 г. была передана иоаннитам графом Раймундом ЦТриполийским и имела построенные рыцарями мощные двойные стены с высокими башнями и рвом, пробитым в скалах. Внутри крепости (общей площадью около трех гектаров) находились жилые здания, казармы, палата Великого Магистра, амбары для зерна, мельница, пекарня, маслобойня, конюшни. В крепость был проложен акведук, по которому постоянно поступала питьевая вода, достаточная для двухтысячного гарнизона.
Ни одна из крепостей иоаннитов не была сдана без боя. Замок Бет Джибелин пал в 1187 г., замок Бельвер -в 1189 г. после осады войсками Саладина.
Крак де Шевалье с 1110 по 1271 гг. выдержал двенадцать осад, и только в 1271 г. был взят войсками ма-мелюкского султана Египта Бейбарса.
Крепость Маргат была передана госпитальерам графом Раймундом III Триполийским в 1186 г. Эта крепость располагалась к югу от Антиохии, в 35 километрах от моря, и была построена из скального базальта с двойными стенами и большими башнями. Внутри находилось большое подземное водохранилище. Запасы крепости позволяли тысячному гарнизону выдержать пятилетнюю осаду. Долгое время крепость Маргат была одной из главных резиденцией Ордена. Известны принятые в ней Маргатские Уставы (в которых впервые рыцари стали подразделяться по национальному признаку на «Языки» или «Нации»). Маргат пал после жесточайшей осады мамелюками в 1285 г.
Второй Крестовый поход. Война с Саладином
В 1137 г. войска византийского императора Иоанна Комнина ненадолго захватили Антиохию, а в декабре 1144 г. отряды сельджукского эмира Имада-ад-дина разгромили Эдесское княжество - после обращения послов христианских государств на Востоке к римскому папе Евгению III летом 1147 г. начался II Крестовый поход, в котором принимали участие и иоанниты.
Семидесятитысячная армия крестоносцев во главе с французским королем Людовиком VII и германским королем Конрадом III Гогенштауфеном после неудачной осады Дамаска ни с чем вернулась домой в Европу -II Крестовый поход закончился неудачно.
В 115 3 г. иоанниты участвовали в захвате Аскалона -важного египетского города, в 1168 г. - в неудачной осаде Каира. К концу XII века в Ордене иоаннитов насчитывалось более 600 рыцарей.
В 1171 г. власть в Египте захватил египетский визирь Юсуф Салах-ад-дин, названный в Европе Саладином.
C потерей в 1291 году отошедшего к мусульманам Аккона судьба рыцарей в Палестине была предрешена. Сначала рыцари отошли на Родос, став при поддержке Европы на 200 лет щитом против "неверных" пока Сулейман Великолепный не вытеснил в 1522 году рыцарей во главе с тогдашним Великим Магистром Ле#Ислем Адамом с Родоса. Рыцарям была необходима новая родина, ее они нашли на очень обнищавшей в то время Мальте, которую они получили в лен от императора Карла Пятого.
Рыцари на Мальте. Великая Осада.
Благодаря рыцарям снова пошла торговля и жизнь наполнилась изменениями, стали строить госпитали и, главное, оборонительные сооружения и укрепления. Это принесло работу и хлеб местному населению; необходимые средства поступали с собираемых по всей Европе пожертвований, с доходов, получаемых в собственных владениях рыцарей, а также с добычи, захватываемой во время "караванов" - пиратских нападений на разбогатевших купцов-мусульман. В 1565 году Сулейман Великолепный выступил против Мальты, имея в своем распоряжении сильный флот и многочисленную армию, чтобы положить конец власти рыцарского ордена.
Осада длилась несколько месяцев и велась с крайней жестокостью. В музеях Валетты эта борьба подробнейше описана и документирована. С содроганием узнают посетители музеев, что, по преданию, в целях деморализации противника, не чурались даже забрасыванием пушками в ряды врага голов погибших рабов. Рыцари держались стойко и в конце концов одержали победу, получив подмогу от восьмитысячной резервной армии с Сицилии. Султан Сулейман дал армии команду отойти, а известный пират Драгут, пришедший на помощь Сулейману, погиб под стенами Ст.-Эльмо от пушечного ядра.
Орден иоаннитов под предводительством Великого Магистра Жака Паризо де ла Валетты снова с успехом защитил южный фланг Европы от турков. В его честь был в последствии назван построенный на полуострове Скиберрас город Валетта.
Вторжение Наполеона.
После победы над
турками рыцари посвятили себя дальнейшей
застройке и развитию Мальты и Гозо. Последовал расцвет архитектуры и культуры. Возникли великолепные постройки, которыми еще и сегодня можно восхищаться на Мальте. Но вместе с ростом благосостояния стали меркнуть первоначальные задачи ордена. Появились высокомерие, недисциплинированность и необузданность. История знает много примеров, показывающих, что "хорошие годы" без моральных установок несут в себе зародыш упадка. Когда Наполеон со своим флотом и 58000-ным войском захотел в 1789 году на пути в Египет "сделать привал на Мальте" под предлогом пополнения запасов воды и провианта, удобно устроившиеся рыцари сдались без боя.Орден мгновенно прекратил свое существование. "Мальта имеет сильные укрепления, но не имеет моральной стойкости", - сказал позднее Наполеон в объяснение своей неожиданно быстрой победы.
Однако французское господство на Мальте длилось всего лишь два года, после чего мальтийцы взбунтовались, позвав на помощь англичан. Французы не рискнули вступить в бой с парусной армадой лорда Нельсона. Так, начиная с 1800 года и более 150 лет британцы использовали остров в качестве мощной базы для своего флота. 21 сентября 1964 года Мальта объявила о своей независимости, а 13 декабря 1974 года стала республикой.
Орден Святого Иоанна после Мальты
После отъезда с Мальты в сентябре 1798 г. орден стал международным. Сегодня штаб-квартира ордена расположена в Риме, он имеет представительство в Валлетте и статус наблюдателя в ООН. В настоящее время членами ордена являются порядка 10 тысяч человек. Орд ен Св. Иоанна уникален по своему статусу. Это почти государство, которое не имеет территории, но имеет своих дипломатических представителей в 52 странах. Орден занимается в основном благотворительной деятельностью по всему миру, объединяя филантропов, зн аменитостей и потомков мальтийских рыцарей. Возможно, побывав на Мальте, вы также захотите присоединиться к аристократическому ордену со славной историей.
Более подробно об истории ордена Вы можете узнать из книги
А. Андреева, В.Захарова, И.Настенко "ИСТОРИЯ МАЛЬТИЙСКОГО ОРДЕНА",
которая доступна для получения здесь
(в ZIP-архиве).
|