:: конституция  :: кодекс  :: благотворительная деятельность   :: геральдика  :: контактная информация

 
Суверенный Экуменический
Военный Орден Госпитальеров
Святого Иоанна Иерусалимского,
Рыцарей Родоса и Мальты

Подробнее о...

Зарождение ордена | Рыцари на Родоссе | Триполи | Мальта | Великая Осада | Рождение Валетты

  

      КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОРДЕНА.
  

------------------------
    история
   


 
    приорство


 
    связи

 -----------------------
   основная страница

Конец XI - XIII вв. в Европе прошли под знаком крес­товых походов*. Бернард Куглер в своей «Истории крес­товых походов» так объясняет причины крестовых по­ходов: «Уже с давних времен христиане с благочести­вым умилением посещали те места в Палестине, где ступала нога Господа, но только с тех пор, как церковь указала на похвальность путешествий к Святым Местам, только с тех пор, как в трудах, издержках, опасностях, которые брал на себя пилигрим, аскетическое настрое­ние стало видеть приятное Богу дело покаяния, и в мо­литве на особенно священном месте, в прикосновении к реликвиям стало видеть самое верное очищение от грехов, - только с этих пор, и главным образом в тече­ние XI в. странствие к Святым Местам стали важным фактором христианской средневековой жизни.

Когда люди Запада достигали Иерусалима, то ими естественно овладевало двоякое чувство. Когда на долю их выпадало счастье иметь возможность молиться у Гроба Господня, они не только предавались безумному восторгу, но также решительно охватывала их горячая злоба на то, что в святейших для них местах властвовали враги их веры, и недоставало только какого-нибудь внешнего толчка, чтобы вызвать на Западе громадный военно-религиозный взрыв.

Этот толчок дали сельджуки...».

Такого же мнения придерживается и русский историк А.А. Васильев:

«Положение европейских паломников в Иерусали­ме и в других Святых Местах сразу ухудшилось. Арабы обходились с ними хорошо, беспрепятственно позво­ляли поклоняться святыням и совершать богослужения. Турки, овладев Иерусалимом, начали чинить всяческое препятствия, преследовать и оскорблять паломников. Мало-помалу в Европе создалось убеждение в необхо­димости помочь христианству на Востоке и возвратить христианскому миру его наиболее драгоценные и по­читаемые святыни.

Для всех классов средневекового общества крес­товые походы казались весьма привлекательными и с мирских точек зрения. Бароны и рыцари, помимо ре­лигиозных побуждений, надеялись на славные подви­ги, на наживу, на удовлетворение своего честолюбия*; купцы рассчитывали увеличить свою прибыль расши­рением торговли с Востоком; угнетенные крестьяне ос­вобождались за участие в крестовом походе от крепост­ной зависимости и знали, что во время их отсутствияцерковь и государство будут заботиться об оставленных ими на родине семьях; должники и подсудимые знали, что во время их участия в крестовом походе они не бу­дут преследоваться кредитором или судом»

Первый крестовый поход. Взятие Иерусалима

В 1095 г. доведенный до отчаяния император Ви­зантии Алексей Комнин обратился к римскому папе за помощью против турок-сельджуков. В ноябре 1095 г. Урбан II созвал церковный собор во Франции, в Клер-моне, на котором присутствовало 14 архиепископов, 200 епископов и 400 аббатов. Собор решил организо­вать Крестовый поход на Восток - «ради освобождения Гроба Господня в Иерусалиме».

В августе 1096 г. стотысячная армия крестоносцев из Нижней Лотарингии, Италии и Франции отправилась в поход. «Главных ополчений, двинувшихся на освобож­дение Гроба Господня, было четыре: 1) лотарингское под начальством Готфрида Бульонского*, герцога Ниж­ней Лотарингии, с которым находился и брат его Бал-дуин; 2) средне- и северо-французское, в котором глав­ными руководителями были брат французского короля Гуго Вермандуа, герцог нормандский Роберт и Роберт Фриз из Фландрии; 3) южно-французское, или прован­сальское, во главе с Раймундом, графом тулузским, и 4) норманнское из южной Италии под начальством Боэмунда, князя Тарентского, к которому присоеди­нился его племянник Танкред» [19].

Сельджуки были разгромлены крестоносцами 1 июля 1097 г. в страшной битве при Дорилее - исход войны в Малой Азии стал очевиден.

В начале 1098 г. отряды Балдуина взяли Эдессу -крупный армянский торговый город на пути из Сириив Мессопотамию. Балдуин основал Эдесское графство -первое государство крестоносцев на Востоке.

После взятия в июне 1098 г. Антиохии Боэмундом Тарентским было создано второе государственное об­разование крестоносцев - Антиохийское княжество.

К моменту штурма крестоносцами Иерусалим был уже во владении египетским халифом*.

В анонимной итало-нормандской хронике XI века «Деяния франков и прочих иерусалимцев» описывается взятие Иерусалима крестоносцами 15 июля 1099 г.:

«И вот мы подошли к Иерусалиму во вторник, за 8 дней до июньских ид. Роберт Нормандский осадил Иерусалим с северной стороны, возле церкви перво-мученика святого Стефана, где тот был побит камнями за Христа. К герцогу Нормандскому примыкал граф Ро­берт Фландрский. С запада город осаждали герцог Гот-фрид и Танкред. С юга, укрепившись на горе Сион, вел осаду граф Сен-Жиль.

В пятницу 15 июля мы ринулись на укрепления. Бы­ла такая бойня, что наши стояли по лодыжки в крови.

Войдя в город, наши пилигримы гнали и убивали сара­цин* до Храма Соломона, скопившись в котором, они дали нам самое жестокое сражение за весь день, так что их кровь текла по всему храму» [89, т. 2].

В «Истории Дамаска» Ибн-ал-Каляниси так описано взятие Иерусалима: «Затем они пошли на Иерусалим в конце раджаба этого года. Они установили осадную башню и придвинули ее к городским стенам, и продол­жали сражаться до конца дня. А на следующий день франки снова подступили к городу, поднялись на осад­ную башню и оттуда хлынули на стены, и горожане об­ратились в бегство. А франки вошли в город и овладели им» [89, т. 2].

Средневековая хроника Раймунда Ажильского «Ис­тория франков, которые взяли Иерусалим» продолжает:

«Наши, уже было изнемогшие, пустились бежать к сте­нам, другие начали приставлять лестницы и закидывать веревки. Какой-то молодой воин зажег стрелы и стал пускать их в мешки, которыми обкладывались укрепле­ния, что сарацины сделали как раз с воздвигнутыми на­против деревянной башни герцога и обоих графов (Гот-фрида Бульонского, Роберта Фландрского, Евстафия Булонского. - Авт.); набиты же мешки были хлопком. Огонь, разгоревшись здесь, обратил в бегство тех, кто оборонял укрепление. Тогда герцог и находившиеся с ним быстро перекинули щитовое прикрытие из спле­тенных прутьев, которое закрывало башню спереди-сверху до середины, и, сделав мост, неустрашимые, ста­ли таким образом прорываться в Иерусалим» [89, т. 2].

Итак, 15 июля 1099 г. крестоносцы после долгой оса­ды и ожесточенного штурма взяли Иерусалим. Первым государем Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский, которого в 1100 г. сменил его наследник Балдуин Эдесский, правивший до 1118г.

С 1100 по 1124 п: крестоносцами были взяты важ­нейшие торговые порты - Хайфа, Арсур, Кесария, Акра, Триполи, Сидон, Бейрут и Тир и основаны новые госу­дарства крестоносцев - королевства, княжества, граф­ства, разделявшиеся на баронии, феоды и лены.

Создание Ордена св. Иоанна Иерусалимского

При посещении иоаннитского странноприимного дома первый иерусалимский король герцог Годфрид Бульонский подарил для содержания госпиталя дерев­ню Сальсола, расположенную вблизи Иерусалима. Чет­веро рыцарей-крестоносцев из свиты короля - Рай­монд де Пюи, Дюдон де Компс, Коыон де Монтегю, Гас-тус - добровольно остались у Жерара дс Торна, приняв монашеские обеты бенедиктинцев.

В 1099 г. братство иоаннитов было преобразовано в Орден, первым начальником которого стал Жерар де Тори. Тогда же вошла в обиход для членов Ордена черная длинная одежда с нашитым на ней восьмиконеч­ным крестом. Сначала члены Ордена ухаживали за боль­ными и ранеными, а с первой половины XII века начали участвовать в войнах с мусульманскими государства­ми - Ливаном, Сирией, Палестиной и охранять палом­ников, прибывавших в Палестину двумя путями - по суше через Малую Азию и Византию или по Средизем­ному морю. Братство стало принимать в свои члены ры­царей, обязывая их защищать паломников в пути.

Исследователь средневекового монашества Л.ПКар-савин отмечал:

«Аскетический идеал оказывал влияние не только на церковные слои. Он воздействовал и на мирян, и от слияния его с идеалом рыцарства получилась своеоб­разная форма - рыцарские ордена. Не будучи еще аске­тическим, и не сливаясь еще с монашеским, рыцарский идеал был уже идеалом христианским. Рыцари были, по мысли идеологов, защитниками слабых и безоружных, вдов и сирот, защитниками христианства против не­верных и еретиков. Миссия защиты паломников в Свя­тую Землю, помощи тем из них, которые, больные или бедные, в ней нуждались, защита Гроба Господня от не­верных вытекала из идеала христианского рыцарства. Благодаря господству аскетического миросозерцания, она сочеталась с принесением монашеских обетов, и так возникли рыцарские* ордена» [43].

Почти тогда же, в 1118 г., французскими рыцарями был основан орден тамплиеров" или храмовников, а позднее был создан и тевтонский рыцарский орден'".

«Первые рыцарские ордена - три наиболее извест­ных ордена Святой Земли и три испанских ордена -возникли как чистейшее воплощение средневекового духа в соединении монашеского и рыцарского идеалов, во времена, когда битва с исламом становилась... реаль­ностью» [88].

«Дух крестовых походов был главным образом воен­ный и религиозный, поэтому он породил монашеству­ющее рыцарство, которое является лучшим выражением настроения и интересов эпохи, когда христиан­ство вынуждено было силою оружия отражать воору­женную пропаганду ислама.

Почти в одно и то же время некоторые монахи ста­ли опоясываться мечом по рясе и некоторые рыцари надели монашескую рясу сверх кольчуги» [47].

В 1104 г. король Иерусалима Балдуин I, наследовав­ший Годфриду Бульонскому, еще раз признал и подтвер­дил привилегии «Братства госпитальеров» как военно-духовного Ордена. А в 1107 г. выделил Ордену участок земли (с этого времени рыцари-госпитальеры стали приобретать земли в других европейских странах).

В 1113 г. папа Пасхалий II своей Буллой утвердил братство Госпиталя св. Иоанна, взял их под свое покро­вительство и обеспечил право свободно избирать своих предстоятелей, без вмешательства каких-либо светских или церковных властей. Папа также дал право обра­щаться по вопросам, касающимся Ордена, непосред­ственно к нему.

Великий Магистр Раймонд де Пюи

В 1120 г. Жерар де Тори умер, на его место был из­бран герой штурма Иерусалима Раймонд де Пюи из дво­рянского рода Дофинеи. С этого времени глава Ордена стал называться Великим Магистром.

Сохраняя знаменитый госпиталь, не менее важной для себя иоанниты считали военную защиту палом­ников на дорогах Святой Земли, ведущих к Иерусалиму.

Для этой цели члены Ордена были разделены на три класса: рыцарей, которые должны были иметь благо­родное происхождение и выполнять как воинские, так и сидельские обязанности; капелланов, которые отве­чали за религиозную деятельность Ордена.

Для выполнения орденских задач Великим Магист­ром Раймондом де Пюи был составлен первый Устав

Члены Ордена были разделены на 3 группы: рыца­рей, капелланов (братьев-священников) и оруженосцев (служащих, которые должны были обслуживать пред­ставителей первых двух групп). Рыцарем мог стать толь­ко потомственный дворянин. Также поощрялось вклю­чение в члены Ордена сестер-послушниц. Все члены братства госпитальеров должны были верно служить своим религиозным и духовным идеалам. Не принима­ли в Орден тех людей, родители которых занимались торговлей или банковской деятельностью.

Во время обряда принятия в Орден, новые члены давали присягу на верность Великому Магистру, обеты целомудрия, личной бедности, повиновения, милосер­дия и благочестивых деяний.

На знамени Ордена, утвержденном в 1130г. рим­ским папой Инокентием II, был вышит белый восьми­конечный крест на красном фоне. На Орденской Печати был изображен лежащий больной с крестом в изголовье и со свечой в ногах.

Черная суконная одежда иоаннитов была сделана по примеру одежды Иоанна Крестителя, сделанной

В первые десятилетия своего существования мо­лодой Орден подобно большинству монашеских ор­денов Западной Церкви был составной частью строгой церковной иерархии. И, хотя по своей правовой при­роде Орден был религиозной корпорацией, он, тем не менее, отличался от других орденов, поскольку рас­полагался не в христианской стране, а за ее предела­ми, находясь на территории господства мусульман­ских правителей.

Уже в 1124 г. с помощью иоаннитских рыцарей была снята осада арабов с главного порта Иерусалимского королевства - Яффы, и взят Тир - богатейший город в Восточном Средиземноморье.

Превратившись в мощный военный союз, Орден стал именоваться: «Рыцари Госпитальеры Ордена свя­того Иоанна Иерусалимского». По мере роста славы и заслуг Ордена в него вступало все больше благородных аристократов и рыцарей со всей Европы. За 30-летнее управление Орденом Великим Магистром Раймондом де Пюи задачи этого братства намного переросли чис­то местные масштабы деятельности.

Самоотверженная и кровопролитная вооруженная защита Святой Земли от сарацинов и османов, которые на протяжении нескольких веков пытались расширить свои границы и выйти в европейское Средиземномо­рье. Отметим также независимость Ордена с самого на­чала от всех других государств, основанную на папских установлениях, а также общепризнанное право иметь армию и вести военные действия.

Римские папы постоянно давали привилегии иоан-нитам, исключив их из подчинения местной светской и духовной власти и дав им право собирать церковную десятину в свою пользу. Священники Ордена отчиты­вались только перед Капитулом и Великим Магистром.

В 1143 г. папа Иннокентий II издал специальную бул­лу, по которой Орден иоаннитов не подчинялся ни ду­ховным ни светским властям - только непосредствен­но самому римскому папе.

В 1153 г. папа Анастасий IV буллой «Christianae Fidei Religio» разделил членов Ордена на рыцарей, одевав­шихся в красную полумонашескую-полувоенную одеж­ду с черным плащем-накидкой, и оруженосцев.

Иерархия Ордена иоаннитов - рыцари, священни­ки и братья-госпитальеры - была утверждена римским папой позднее, в 1259 г. Дальнейшие привилегии пре­доставили Ордену папы Адриан IV, Александр III, Ин­нокентий III, а папа Климент IV присвоил главе Ордена титул: «Великого Магистра святого Госпиталя Иеруса­лимского и Настоятеля Рати Христовой».

Паломники из Европы обеспечивались охраной, ле­чением, жильем и едой в многочисленных гостеприим­ных домах и госпиталях. Вторая главная задача иоан-нитов-рыцарей - борьба с неверными - предполагала также участие Ордена во всех военных походах и обо­рону государств крестоносцев, образованных на Вос­токе. Легендарными стали замки иоаннитов в Палес­тине и их беспримерная оборона.

В 113б г. граф Раймунд Триполийский поручил ры-царям-иоаннитам оборону крепости Бет Джибелин, прикрывавшей подступы к портовому городу Аскалон на юге Палестины. Рыцари успешно выдержали испы­тание и граф передал иоаннитам еще несколько своих крепостей.

Уже через несколько лет в Ордене иоаннитов было около полутысячи членов, которые успешно обороня­ли только в Леванте более пятидесяти крепостей.

Во многих приморских городах Востока, Византии и Западной Европы иоанниты открыли странноприим­ные дома-госпитали. Иоаннитские крепости распола­гались почти на всех дорогах паломников - в Акре, Сайде, Тортозе, Антиохии - от Эдессы до Синая.

Главными крепостями Ордена иоаннитов на севере Палестины были Крак де Шевалье и Маргат, а на юге -замки Бельвер и Бет Джибелин.

Свои крепости иоанниты строили на возвышенных местах, и они доминировали над всей прилегающей местностью, позволяя контролировать всю террито­рию в радиусе нескольких километров. Арабский автор, описывая крепость Бельвер, сравнивал ее с орлиным гнездом. В крепостях и замках иоанниты, как правило, всегда строили вторую линию укреплений.

Крепость Крак де Шевалье, находившаяся на склоне ливанских гор, в 1144 г. была передана иоаннитам гра­фом Раймундом ЦТриполийским и имела построенные рыцарями мощные двойные стены с высокими башня­ми и рвом, пробитым в скалах. Внутри крепости (общей площадью около трех гектаров) находились жилые зда­ния, казармы, палата Великого Магистра, амбары для зерна, мельница, пекарня, маслобойня, конюшни. В крепость был проложен акведук, по которому постоян­но поступала питьевая вода, достаточная для двухты­сячного гарнизона.

Ни одна из крепостей иоаннитов не была сдана без боя. Замок Бет Джибелин пал в 1187 г., замок Бельвер -в 1189 г. после осады войсками Саладина.

Крак де Шевалье с 1110 по 1271 гг. выдержал две­надцать осад, и только в 1271 г. был взят войсками ма-мелюкского султана Египта Бейбарса.

Крепость Маргат была передана госпитальерам гра­фом Раймундом III Триполийским в 1186 г. Эта крепость располагалась к югу от Антиохии, в 35 километрах от моря, и была построена из скального базальта с двой­ными стенами и большими башнями. Внутри находи­лось большое подземное водохранилище. Запасы кре­пости позволяли тысячному гарнизону выдержать пя­тилетнюю осаду. Долгое время крепость Маргат была одной из главных резиденцией Ордена. Известны при­нятые в ней Маргатские Уставы (в которых впервые ры­цари стали подразделяться по национальному признаку на «Языки» или «Нации»). Маргат пал после жесточай­шей осады мамелюками в 1285 г.

Второй Крестовый поход. Война с Саладином

В 1137 г. войска византийского императора Иоанна Комнина ненадолго захватили Антиохию, а в декабре 1144 г. отряды сельджукского эмира Имада-ад-дина раз­громили Эдесское княжество - после обращения пос­лов христианских государств на Востоке к римскому папе Евгению III летом 1147 г. начался II Крестовый по­ход, в котором принимали участие и иоанниты.

Семидесятитысячная армия крестоносцев во главе с французским королем Людовиком VII и германским королем Конрадом III Гогенштауфеном после неудач­ной осады Дамаска ни с чем вернулась домой в Европу -II Крестовый поход закончился неудачно.

В 115 3 г. иоанниты участвовали в захвате Аскалона -важного египетского города, в 1168 г. - в неудачной осаде Каира. К концу XII века в Ордене иоаннитов на­считывалось более 600 рыцарей.

В 1171 г. власть в Египте захватил египетский визирь Юсуф Салах-ад-дин, названный в Европе Саладином.

C потерей в 1291 году отошедшего к мусульманам Аккона судьба рыцарей в Палестине была предрешена. Сначала рыцари отошли на Родос, став при поддержке Европы на 200 лет щитом против "неверных" пока Сулейман Великолепный не вытеснил в 1522 году рыцарей во главе с тогдашним Великим Магистром Ле#Ислем Адамом с Родоса. Рыцарям была необходима новая родина, ее они нашли на очень обнищавшей в то время Мальте, которую они получили в лен от императора Карла Пятого.

Рыцари на Мальте. Великая Осада.

Благодаря рыцарям снова пошла торговля и жизнь наполнилась изменениями, стали строить госпитали и, главное, оборонительные сооружения и укрепления. Это принесло работу и хлеб местному населению; необходимые средства поступали с собираемых по всей Европе пожертвований, с доходов, получаемых в собственных владениях рыцарей, а также с добычи, захватываемой во время "караванов" - пиратских нападений на разбогатевших купцов-мусульман. В 1565 году Сулейман Великолепный выступил против Мальты, имея в своем распоряжении сильный флот и многочисленную армию, чтобы положить конец власти рыцарского ордена.

Великая Осада Осада длилась несколько месяцев и велась с крайней жестокостью. В музеях Валетты эта борьба подробнейше описана и документирована. С содроганием узнают посетители музеев, что, по преданию, в целях деморализации противника, не чурались даже забрасыванием пушками в ряды врага голов погибших рабов. Рыцари держались стойко и в конце концов одержали победу, получив подмогу от восьмитысячной резервной армии с Сицилии. Султан Сулейман дал армии команду отойти, а известный пират Драгут, пришедший на помощь Сулейману, погиб под стенами Ст.-Эльмо от пушечного ядра.

Орден иоаннитов под предводительством Великого Магистра Жака Паризо де ла Валетты снова с успехом защитил южный фланг Европы от турков. В его честь был в последствии назван построенный на полуострове Скиберрас город Валетта.

Вторжение Наполеона.

После победы над Высадка Наполеона турками рыцари посвятили себя дальнейшей застройке и развитию Мальты и Гозо. Последовал расцвет архитектуры и культуры. Возникли великолепные постройки, которыми еще и сегодня можно восхищаться на Мальте. Но вместе с ростом благосостояния стали меркнуть первоначальные задачи ордена. Появились высокомерие, недисциплинированность и необузданность. История знает много примеров, показывающих, что "хорошие годы" без моральных установок несут в себе зародыш упадка. Когда Наполеон со своим флотом и 58000-ным войском захотел в 1789 году на пути в Египет "сделать привал на Мальте" под предлогом пополнения запасов воды и провианта, удобно устроившиеся рыцари сдались без боя.Орден мгновенно прекратил свое существование. "Мальта имеет сильные укрепления, но не имеет моральной стойкости", - сказал позднее Наполеон в объяснение своей неожиданно быстрой победы.

Однако французское господство на Мальте длилось всего лишь два года, после чего мальтийцы взбунтовались, позвав на помощь англичан. Французы не рискнули вступить в бой с парусной армадой лорда Нельсона. Так, начиная с 1800 года и более 150 лет британцы использовали остров в качестве мощной базы для своего флота. 21 сентября 1964 года Мальта объявила о своей независимости, а 13 декабря 1974 года стала республикой.

Орден Святого Иоанна после Мальты

После отъезда с Мальты в сентябре 1798 г. орден стал международным. Сегодня штаб-квартира ордена расположена в Риме, он имеет представительство в Валлетте и статус наблюдателя в ООН. В настоящее время членами ордена являются порядка 10 тысяч человек. Орд ен Св. Иоанна уникален по своему статусу. Это почти государство, которое не имеет территории, но имеет своих дипломатических представителей в 52 странах. Орден занимается в основном благотворительной деятельностью по всему миру, объединяя филантропов, зн аменитостей и потомков мальтийских рыцарей. Возможно, побывав на Мальте, вы также захотите присоединиться к аристократическому ордену со славной историей.




Более подробно об истории ордена Вы можете узнать из книги А. Андреева, В.Захарова, И.Настенко "ИСТОРИЯ МАЛЬТИЙСКОГО ОРДЕНА", которая доступна для получения здесь (в ZIP-архиве).